Бизнес в Турции: с чего начать

21 Ağustos 2013 0 Yazar: BERKTAY

trbayrak

 

Предлагаем вниманию наших читателей эту подробную статью, которая опубликована на украинском журнале “Комп&ньоН”:

Законодательство Украины изменяется медленно, но верно, и все же множество проволочек и бюрократических процедур заставляют многих наших соотечественников задумываются о том, не попробовать ли открыть или купить готовый бизнес за границей.

Для этого есть совершенно различные причины. Одни хотят облегчить себе получение вида на жительство в новой для себя стране, а со временем, возможно, и гражданство, другие хотят получить стабильный доходный бизнес, в нашей стране часто успешность собственного бизнеса зависит от наличия связей в фискальных или государственных органах. Третьи попросту разделяют  или расширяют свой бизнес, открывая за границей филиалы или дочерние компании.   С чего начать?

Очень часто денежных средств для открытия бизнеса за границей требуется гораздо меньше, чем на родине, но, конечно же, сведений о ведении бизнеса в выбранной стране понадобится намного больше. Для начала вам понадобится консультант по вопросам законодательства – хозяйственного, налогового, таможенного. Следующим этапом следует провести анализ спроса и предложений на рынке новой для вас страны.

В этом материале немного расскажем об особенностях бизнеса для иностранца в Турции: что нужно сделать для организации своего бизнеса в этой стране, и каковы особенности его ведения.  Достаточно популярная тема для иностранцев – покупка готового бизнеса в Турции. Многие считают, что проще приобрести готовый бизнес, а не открывать новый. Это можно понять, не зная особенностей ведения бизнеса в новой стране, а особенно при совершенно другом менталитете, организовать свое дело на новой земле и делать его доходным весьма сложно.

При покупке готового бизнеса в Турции бизнесмены действуют через посредников: обычно это агентства недвижимости или частные лица. В выборе посредника необходимо проявить осторожность, среди них попадаются мошенники. Лучше всего обратиться за дополнительной консультацией и проверкой объекта в стороннюю компанию, пусть они сделают независимую экспертизу выбранного предприятия. Обычно иностранные бизнесмены пытаются купить такой же бизнес в Турции, каким привыкли заниматься на родине: это действительно намного проще. Вы уже разбираетесь во всех технологических нюансах своего бизнеса, и вам останется лишь вникнуть в местные особенности разрешительной системы и бухгалтерского учета.

Бизнес в Турции окупается медленнее, чем в Украине, но у него есть неоспоримые преимущества.  Во-первых, простота его ведения. Здесь четко и слаженно работает аппарат госслужащих, поэтому получение разрешений, лицензий, сертификация товаров, сдача отчетности – все это происходит быстро и без особых задержек.  Во-вторых, при открытии бизнеса иностранец получает те же права, льготы и дотации, что и его турецкий коллега: стоит лишь помнить о том, что и ответственность та же, что и у гражданина Турции.

Почему Турция?

Правительство Турции трепетно относится к иностранным инвестициям. Существует множество государственных программ для развития малого и среднего бизнеса, и пользоваться этими программами могут не только предприятия с местным капиталом, но и с иностранным.

О таких программах, а также о специальных промышленных зонах и выгодах размещения бизнеса внутри них, мы расскажем позже.

Под малым и средним бизнесом в Турции понимают предприятие, нанимающее менее 250 сотрудников и годовая выручка которого составляет менее 25 млн. турецких лир (около $13 млн.). Для таких компаний существуют различные меры стимулирования: освобождение от таможенных сборов, освобождение от уплаты НДС на оборудование, произведенное в стране или импортируемое, упрощенное получение кредитов за счет бюджетных средств.

Для кредитования малого и среднего бизнеса, Государственное казначейство Турции передало миллиард турецких лир в специальный  Фонд кредитных поручительств. Этот миллиард гарантирует покрытие кредитных обязательств на 10 млрд турецких лир ($5,16 млрд.).  Также одной из мер стимулирования развития бизнеса в Турции и привлечения иностранных инвесторов является создание различных специальных инвестиционных зон. Они делятся на три группы.

1.  Зоны технологического развития (ЗТР) – специальные инвестиционные зоны, созданы в различных городах Турции. Всего в государственной программе запланировано открытие 39 таких технопарков, 27 действуют уже сегодня. Одна из них, например, в Анталии. Здесь созданы все условия для поддержки исследовательской деятельности и инвестирования в высокие технологии.

2. Организованные промышленные зоны (ОПЗ). Они представляют собой отраслевые территориально-промышленные объединения, в которые входят сотни предприятий малого и среднего бизнеса, осуществляющие свою деятельность на определенной территории. На этих территориях существуют специальные льготы в налогообложении, кредитовании, стоимости энергоресурсов и другие поощрительные меры. 148 таких зон уже действуют.

3. Свободные зоны – это специально выделенные территории на территории Турции, находящиеся вне таможенной зоны. Эти зоны созданы для увеличения инвестиций, ориентированных на экспорт. Обычные административные нормы и правила действуют здесь частично или не работают вовсе. Сейчас работают 19 таких зон, все они расположены достаточно близко к портам, со свободным выходом на международные торговые пути.

Сегодня в Турции существует более  15 000 предприятий с участием иностранного капитала. Здесь присутствуют крупнейшие игроки мирового рынка: японские Toyota, Honda, американские Ford, P&G, Philip Morris, французские Renault, Cement Franсaise, немецкие Bosch, Mercedes, Siemens, итальянские Pirelli, Fiat и др.